Обычный Крупный Очень крупный
A A

Школа св. Георгия: уникальный опыт обучения особенных детей

10/02/2020

Школа св. Георгия – частное учебное заведение на юго-востоке Москвы, созданное по инициативе родителей особенных детей и их учителей. Директор школы Александр Трембицкий рассказал нам о своей непростой работе.

«У нас обучаются дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, синдромом Дауна, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, отсутствием речи и другими множественными нарушениями развития. Все ребята имеют инвалидность. Школа открылась в 1994 году и поначалу была рассчитана всего на несколько детей. Потом появилась возможность переехать в более просторное помещение, сейчас школа находится в Люблинском парке. В новом здании пришлось сделать ремонт, теперь у нас хорошо и уютно. В 2019 году мы стали победителями Конкурса Грантов Мэра Москвы и получили дополнительную финансовую поддержку для нашей работы».

В школе св. Георгия обучаются ребята с 1-го по 11-й класс, также выпускники 18+, для которых организована работа в мастерских. Набор проводится не каждый год, сейчас в школе семь классов. Ученики часто требуют особого внимания, поэтому на занятиях всегда присутствует два учителя. Уроки идут по адаптированным общеобразовательным программам, некоторые предметы изучаются индивидуально; оценок ребятам не ставят.
Дети проводят в школе практически целый день, каждое утро начинается с общего круга в зале: ученики и учителя собираются вместе, поют песни и приветствуют друг друга, после чего расходятся по классам. «Из-за диагноза детям сложно общаться со сверстниками. Наша задача, помимо образовательных целей – социализировать ребят, научить достойно вести себя в обществе. Для учителей это большая нагрузка, ведь они находятся с детьми постоянно, на переменах и обеденном перерыве, с момента прихода детей в школу и до окончания учебного дня, но мы справляемся», – говорит Александр Владимирович.

Обучение в школе св. Георгия построено по-особому, разделено на учебные эпохи, начиная с самой древности. Ребята изучают историю и естественные науки, ездят на экскурсии (недавно посетили Красную площадь, а летом собираются в Переславль). Каждую пятницу для учеников проводят музыкальные вечера, на которые часто приходят гости, играют на инструментах и поют. «У большинства ребят речевые нарушения, но музыка – это выражение себя, поэтому мы занимаемся с ними по специальной лечебной методике, используем лиры, гусли, ксилофоны и барабаны».

Для старшеклассников с инвалидностью и выпускников проходят занятия в школьных мастерских – столярной, гончарной, свечной и швейно-ткацкой. «Ребята трудятся по мере своих возможностей, им важно проявить себя и увидеть результат, – поясняет директор. – Ребята закрепляют учебный материал в спектаклях, которые ставятся по теме уроков. В свободное время они отдыхают в игровой или выходят на прогулку с педагогами. Многие ученики в силу особенностей диагноза лишены общения, поэтому для наших детей очень важно время, проведенное с друзьями и одноклассниками».