Обычный Крупный Очень крупный
A A

Инструкция для НКО: как рассказать о краудфандинговом проекте, чтобы он получил поддержку общества

7/06/2021

7 июня в России отмечается День краудфандинга, который называют «народным финансированием»: он позволяет людям по всему миру собирать средства на реализацию проектов. Помимо финансовой помощи это инструмент помогает получить известность, наладить полезные связи и даже найти новых сотрудников. Краудфандинг активно используют в своей работе и некоммерческие организации.

Как НКО описать краудфандинговую инициативу так, чтобы ее поддержало как можно большее количество людей, рассказал в рамках образовательного проекта НКО Лаб Дмитрий Князев, основатель проекта «Open Water Challenge Project» и Мастерской краудфандинговых проектов.

-

Выбираем аудиторию

Спонсоры наших проектов – это такие же люди, как и мы. И чтобы понять ход его мыслей, автору следует воспользоваться испытанным приемом – поставить себя на место спонсора. Точнее, стать спонсором.

Каждая аудитория – источник разных ресурсов. Это не только финансы, но и PR, навыки людей разных профессий и увлечений, административные связи. Поэтому с каждой целевой аудиторией (ЦА) нужно искать взаимные выгоды от реализации краудфандинговой инициативы. Фактически для каждой ЦА нужен свой рассказ с акцентами на точки совпадения интересов. Причем эти акценты должны быть расставлены до запуска проекта. Исключение – только неизвестные заранее сообщества: с ними диалог строится уже в процессе работы. Но есть и общие рекомендации для выстраивания отношений с ЦА:

Представляя проект общественности, меньше рассказывайте о себе и больше о людях, на благо которых он ориентирован. Есть большая разница между месседжем «помогите ребятам в трудной ситуации» и призывом «помогите нам сделать проект, который поможет людям в беде». Последнее считывается людьми как «помогите нам быть хорошими». Заявления о том, как вам самим дорог проект, годятся только для родственников и близких друзей.

Старайтесь выходить через одни ЦА на другие. В процессе реализации проекта вы будете получать обратную связь и узнаете новых людей, которым интересна его тема. Используйте социальную инженерию. Например, в зоозащитный проект можно вовлечь сообщество копирайтеров и дизайнеров, которые заходят помочь вам как волонтеры pro bono. К тому же новые целевые аудитории помогают узнать о проекте новое и самой краудфандинговой команде, поскольку разные эксперты смотрят на него под своим углом. Значит, с каждым новым сбором средств вы будете точнее описывать ваш проект.

Не опускайте руки в случае неудачи и не расслабляйтесь, удачно закрыв сбор. Проведите работу над ошибками, получив обратную связь от разных аудиторий и откройте проект уже без недочетов.

-

Правилах рассказа о проекте для разных аудиторий:

- Команда проекта. Каждый ее член – источник информации и коммуникации, который имеет свой круг связей. Понимание целей совместной работы и способов ее достижения соединяет эти важные ресурсы, поэтому вам надо просто и конкретно рассказать о проекте.

- Ближний круг команды. Это те, с кем вас связывают длительные доверительные отношения, те, кто будет горд, узнав, что их любимый человек делает такое доброе дело. Расскажите о нем в неформальной обстановке. Им ценен факт того, что это ваша инициатива, и поэтому в исключение из общего правила «меньше говори о себе» следует рассказать им о сугубо личных мотивах инициативы.

Важно, чтобы они стали первыми, кто сделает взнос, даже минимальный. Сторонние люди не любят быть первыми поддержавшими, а ненулевые цифры сбора вызовут доверие. Родственники и друзья могут рассказать о сборе и в социальных сетях.

- Выгодополучатели проекта. Попросите рассказать о проекте тех, для кого он создан. Рассказ человека о своих проблемах и способах их решения будет более ярок, эмоционален и правдив, чем рассказ автора проекта.

- Известная лояльная аудитория. Это люди, с которыми вы работаете и отдыхаете. Однако доверие к вам не может автоматически превратиться в доверие к проекту. Расскажите им о сборе в офисе или в неформальной обстановке, покажите грамотно оформленную презентацию.

- СМИ. Помните, что они как посредники между вами и обществом могут передавать информацию о проекте с искажением. На это влияет как редакционная политика, так и пристрастии конкретных журналистов. Для примера сравните, как разные издания освещают одно и то же событие. Чтобы минимизировать изменения перед обращением к этой ЦА, изучите ее формат, популярные темы. Подготовьте интерпретацию рассказа, которая заинтересует СМИ. Например, печатное издание привлечет история победы человека над обстоятельствами. Такой рассказ должен быть написан так, чтобы читатели СМИ установили с вами прямой контакт.

- Знаменитости. Блогеры, артисты, музыканты, спортсмены должны стать ретранслятором вашего начинания в среде поклонников. Чем эмоциональнее, энергичнее будет обращение звезды к своим фанатам, тем больше человек откликнется на просьбу помощи. Обеспечить такую подачу может только личная заинтересованность известной персоны в проблематике сбора.

Образовательная программа «НКО Лаб» - один из ключевых проектов Сети коворкинг-центров. Специалисты программы обучают сотрудников НКО менеджменту, привлечению дополнительных средств, взаимодействию со СМИ и работе с социальными сетями, созданию сайтов, юридическому сопровождению и организации мероприятий, разъясняют трудовое законодательство и особенности бухгалтерского учета в НКО. В год порядка семи тысяч сотрудников более чем из 700 НКО становятся слушателями этой программы.