Обычный Крупный Очень крупный
A A

​Наталья Черкасова: «Новый проект помог лучше выстроить музейную работу с особыми детьми»

26/03/2019

Искусство должно быть доступно для любого ребенка – это главная идея, ради которой москвичка Наталья Черкасова создала Автономную некоммерческую организацию по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью «Колесо обозрения». Несколько лет назад Наталья вместе с единомышленницами начали проводить музейные экскурсии и арт-занятия для особых детей. Вдохновляет, что погружение в искусство дает потрясающие результаты – дети и их семьи получают море позитива, расширяют кругозор и сами осваивают творчество, обретают друзей и уверенность в себе. Однако для успеха здесь, как и в любом деле, необходимо систематизировать свой и чужой опыт, налаживать партнерство и все время двигаться вперед.

-

Чтобы выйти на новый уровень, в 2018 году решили принять участие в Конкурсе Грантов Мэра Москвы с проектом «Колесо обозрения» – инклюзия и арт-реабилитация в музее». Этот проект стал одним из победителей в номинации «Милосердие и здоровье», получив средства для занятий в лучших музеях столицы. Запланировано 12 занятий, каждое из которых включает экскурсию, мастер-класс для собственного творчества и совместное чаепитие с обсуждением. Группы детей с родителями уже побывали в Музее декоративно-прикладного искусства, в Музее древнерусского искусства, в Музее Вадима Сидура…

А еще в рамках проекта проводятся тренинги для музейных сотрудников по пониманию инвалидности и взаимодействию с особыми детьми. Около ста человек, которые постоянно работают с посетителями, узнали, как лучше выстраивать занятия и помогать в освоении искусства. Вместе с экспертами из Центра лечебной педагогики подготовлены печатные рекомендации по проведению занятий, которые доступны для всех желающих на сайте «Колеса обозрения» https://clck.ru/FR8HF. Опытом нужно делиться, и тогда твои идеи лучше укореняются в обществе!

«Новый проект помог лучше понять, на что нужно обращать внимание в музейной работе с особыми детьми, – говорит Наталья Черкасова. – Для группы детей и родителей (а у нас две такие группы по 6 семей) важно не только содержание занятия, но также общение между собой и регулярность поездок в музеи. Ребята и родители начинают дружить, они обсуждают искусство, делятся впечатлениями и своими работами – жизнь у них становится насыщеннее и интереснее! Наши группы бывают в музеях каждые две недели, а в перерывах общаются в чатах, ждут новых встреч и готовятся к ним. У каждой семьи есть свой «Журнал впечатлений» с небольшими эссе, рисунками и новыми словами, которые узнали на экскурсиях. А еще мы теперь каждое занятие начинаем с сонастройки – пока группа собирается, неформально обсуждаем, что будем делать в музее, как вести себя в залах и т.д. Такая сонастройка плавно переводит ребенка на восприятие искусства. Все, что мы наработали в рамках грантового проекта, будем применять в дальнейшей работе и готовы делиться нашим опытом с каждым, кому он может пригодиться».